Телефон +7 (812) 495 43 17

Таможня ушла, границы остались


Союз России, Белоруссии и Казахстана начал жить по новым правилам


С 1 июля Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана начал жить по новым правилам – без таможенного контроля на внутренних границах. Полностью сняты "шлагбаумы" на белорусско-российской границе. Хотя таможенных постов там давно нет, до последнего времени функционировали пункты принятия уведомлений, на которых совершались операции по контролю транзита товаров третьих стран. На российско-казахстанском участке границы пока останутся пограничные пункты, поскольку еще не до конца унифицированы миграционное и другие виды национальных законодательств.


Гораздо интереснее, как теперь будет выглядеть перемещение товаров по общей таможенной территории, удастся ли избежать контрабанды. Руководитель ФТС Андрей Бельянинов заверяет, что "российские специалисты в качестве наблюдателей останутся на белорусском и казахстанском участках внешней границы Таможенного союза". К тому же принято решение активно обмениваться сведениями по каждой товарной партии, оформляемой на территории Казахстана и Белоруссии. Сохраняется и возможность контролировать товары, которые прошли таможенное оформление, в форме так называемого постаудита. Для более тесного сотрудничества на днях была создана объединенная коллегия Таможенного союза, состоящая из первых лиц трех национальных таможен. С июля 2011 года заседания коллегий ФТС будут проходить в трехстороннем формате.


Помимо таможенного, с внутренних границ с 1 июля убрали так же ветеринарный, фитосанитарный и санитарно-карантинный контроль. Это значит, что машины, люди и животные смогут теперь перемещаться в рамках Таможенного Союза безо всяких ограничений. Водители фур и легковых автомобилей уже почувствовали облегчение: если прежде очереди к таможенным пунктам пропуска на российско-казахстанской границе растягивались на 2-3 км. и прохождение занимало несколько часов, то теперь автомобили проезжают погранпункт за 15-20 минут. Людям, конечно, это удобно. Но пограничникам – дополнительная головная боль, ведь пока на них лежит обязанность препятствовать проникновению контрабанды с сопредельных территорий. А попытки такие уже были. Первую фуру с "серым товаром" отловили на погранпереходе Уральского федерального округа через 15 минут после снятия таможенных постов.


Есть опасения, что через границу хлынет товар, который производится или закупается, к примеру, Казахстаном по заниженным тарифам и стоит там значительно дешевле, чем в России. Год назад Казахстан настоял на сохранении 400 ставок ввозных таможенных пошлин для отдельных товаров, которые сильно отличаются от ставок Единого таможенного тарифа. В результате переговоров к 1 июля Казахстан согласился унифицировать тарифы по 312 позициям, но тарифы по 88 наименованиям товаров пока остаются ниже, чем в России. По большей части это лекарственные средства и медоборудование. Контроль по ним будет осуществляться в процессе сертификации. Кроме того, казахская сторона обещала ввести институт специмпортеров и ввоза товаров без пошлин в рамках установленных квот. Ну, а если кто в сумке небольшую партию провезет, то это же не в промышленных масштабах...


Больше всего проблем было с поднятием пошлин на ввоз импортных автомобилей. Этот вопрос был решен еще год назад, но чем ближе к 1 июля, тем сильнее был ажиотаж. Особенно тяжело пришлось белорусам, которые пытались закупить автомобили в условиях жесткого экономического кризиса и отсутствия валюты в стране. И, тем не менее, по данным Белстата, только за четыре месяца текущего года "физ. лицами" в страну было ввезено 137 тысяч автомобилей. По данным МИД Белоруссии, за пять месяцев 2011 года импорт автомобилей в денежном выражении вырос на 934,9 млн. долларов. Таможенные пункты пропуска на границе Белоруссии и ЕС в последние недели работали в режиме нон-стоп. Последние автомобили прошли "растаможку" задолго до полуночи 30 июня. Правда, это не избавляет белорусов в будущем от проблем приобретения деталей к закупленным автомобилям уже по новым высоким ценам.


Не повезло и тем, кто, закупая дешевые автомобили, намеревался подзаработать, перепродав их потом в Россию по более высоким ценам. Согласно новым правилам, если гражданин Белоруссии или Казахстана решит продать ввезенный по заниженной ставке автомобиль российскому гражданину, то он должен прийти в свою таможенную службу и доплатить разницу ставки между действовавшей ранее пошлиной и той, которая введена в действие с 1 июля. То есть фактически разницу в цене человек должен отдать таможенникам.


Все эти маленькие и не очень минусы, впрочем, не могут затмить того обстоятельства, что вести бизнес на территории трех стран Таможенного Союза теперь станет проще. Конечно, если не брать в расчет особенности ведения дел в Белоруссии, где главную роль играют не таможенные пошлины и не условия пересечения границы, а политические и экономические реалии.


Первые результаты отмены таможенного контроля на внутренних границах представители трех государств оценят в конце июля. За месяц станут очевидны недочеты, а плюсы можно будет оценить в конце года.
"Новая Политика"