Телефон +7 (812) 495 43 17

Контейнерные перевозки: без лишних перегрузок

В условиях нестабильной экономики контейнеризация морских перевозок в России остается одной из областей, куда продолжают идти инвестиции. В 2013 году контейнерный рынок России вырос на 5,3%, тогда как в Северной Америке и в Европе рост составил менее 2%. Драйвером роста стали южные и особенно дальневосточные порты. Однако, Большой порт Санкт-Петербург (четвертое место в рейтинге крупнейших морских портов страны) увеличил показатель контейнеризации перевозок менее чем на 1%.

Такую оценку контейнерному рынку дал заместитель коммерческого директора Группы компаний Global Ports (крупнейший оператор контейнерных терминалов в РФ и Восточной Европе) Егора Говорухина. Выступая на международной конференции «Перспективы развития Большого порта Санкт-Петербург», прошедшей в Северной столице, Егор Говорухин высказал уверенность, что на Дальнем Востоке за счет торговли с Китаем контейнерный рынок ежегодно будет расти в пределах 5–6%. Чтобы достичь среднемирового уровня контейнеризации – порядка 90 TEU на 1000 жителей, – нужен рост не менее чем в 2 раза. Это, подчеркивает Е. Говорухин, возможная перспектива ближайших 10–15 лет.

Доля контейнерных грузов в общем объеме внешнеторгового потока Российской Федерации невелика, отмечает первый вице-президент Группы компаний «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова: экспорт – 1,7%, импорт – 19,8%. В целом внешнеторговый грузопоток в 2013 году составил 757,5 млн т, из которых 642,3 млн т – экспорт и 115,2 млн т – импорт. При этом доля контейнерных грузов – 33,7 млн т (11 млн т – экспорт и 22,7 млн т – импорт). Внешнеторговый грузооборот контейнеров в Большом порту Санкт-Петербург в 2013 году составил 2,515 млн TEU, а за 5 месяцев 2014 года – 1,1 млн TEU.

Основные экспортные товары – черные металлы, удобрения, лесные и строительные материалы, занимающие более 15% оборота, имеют низкий уровень контейнеризации – по отдельным группам 2–6%. Уровень контейнеризации минерального сырья и топлива, занимающих значительную часть в структуре импорта РФ, не превышает 1% от общего объема импорта данной группы товаров.

Хаб на Балтике

Мощность мирового контейнерного флота превышает сегодня 16 млн TEU, из которых на долю России приходится 0,3%. Летом 2013 года на южнокорейской верфи DSME был построен самый большой в мире контейнеровоз вместимостью 18 300 единиц стандартных контейнеров. Наличие в мире флота повышенной грузовместимости требует, с одной стороны, строительства современных портов, для чего нужны масштабные дноуглубительные работы, расширение русел, устьев, акваторий, выделение гигантских контейнерных площадок, а с другой – создания логистических центров, формирования консорциума судоходных компаний, образования транспортно-логистических групп, оказывающих широкий спектр услуг.

Специалисты говорят и о важности наличия портов-хабов, обеспеченных системой тыловых терминалов. На Балтике такой хаб сформирован в Гданьске.

В порту Гданьска, отмечает директор по развитию компании «Морстройтехнология» Сергей Семенов, создан контейнерный терминал, способный принимать океанские суда с 18 000 TEU на борту. Мощность этого терминала – 1,5 млн TEU, грузооборот в 2013 году составил 1,18 млн TEU.

 

 

В порту Клайпеда, который является транзитным для контейнерных грузов в Россию, за счет кредитной линии Европейского банка реконструкции и развития, ведется расширение контейнерного терминала с 400 000 до 600 000 TEU в 2014 году. В последующем Латвия рассчитывает увеличить мощность этого терминала до 2 млн TEU.

К основным проблемам, сдерживающим развитие морских портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, эксперты относят недостаточные глубины восточной части Балтийского моря, ограничивающие прием современных океанских судов.

Светлана Воронцова указывает, что грузы приходится перегружать с океанских на фидерные линии, что увеличивает стоимость и время доставки товаров. Объем экспортных потоков в наших портах значительно превосходит объем импортных, что предопределяет неравномерную загрузку портовых мощностей. В общем грузообороте морских портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2013 году на долю экспортных грузов пришлось 89,6%, а импортных – 10,4%.

Как замечает Светлана Воронцова, недостаточная конкурентоспособность наших морских портов и нехватка высокотехнологичных мощностей по перевалке внешнеторговых грузов приводят к тому, что часть российских грузов переваливается в портах соседних стран – Балтии и Финляндии. Грузы уходят от нас и по причине дефицита автодорожных и железнодорожных подходов к морским портам Ленинградской области, из-за недостаточных площадей складирования, вследствие чего периодически возникают заторы с обработкой грузов и их вывозом из портов. Сказывается и длительность прохождения таможенных процедур, что снижает эффективность работы портовых комплексов.

С учетом перспективы

Заместитель директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Надежда Калашник говорит о том, что развитие портовой инфраструктуры на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области сформировано с учетом анализа сложившихся и перспективных грузопотоков. Морской порт Санкт-Петербурга развивается, в основном, за счет реконструкции существующих терминалов и аванпортов. В соответствии со Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года предусмотрен рост перевалки грузов в портах Северо-Западного бассейна к 2030 году до 284 млн т в год в базовом сценарии и 369 млн т в год – в экспертном.

В Большом порту, в частности, расширяют контейнерные терминалы компании «Петролеспорт» и «Контейнерный терминал Санкт-Петербурга» (КТСП), входящий в UCL Port – стивидорный дивизион международной транспортной группы UCL Holding. К 2023 году мощность контейнерного терминала «Петролеспорта» должна составить 2,2 млн TEU в год. Максимальная пропускная способность КСТП к 2025 году возрастет с нынешних 650 000 TEU в год до 1,44 млн TEU, с емкостью склада 16 000 контейнеров. Программа развития терминала оценена в $352 млн, проект финансируется за счет собственных и заемных средств.

Одним из ключевых грузовых районов, интегрированных в логистическую систему Петербургского транспортного узла, станет многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка». Здесь ведется строительство контейнерного терминала, терминала накатных грузов и логистического центра. Для контейнерного терминала выделена площадь в 107 га. Первый этап рассчитан на обработку 1,45 млн TEU с увеличением мощности до 1,9 млн TEU. После завершения строительства комплекс сможет принимать контейнеровозы класса Panamax. Также в Ленинградской области активно развивается морской торговый порт «Усть-Луга». Генеральная схема его развития предполагает строительство 16 перегрузочных комплексов, в том числе контейнерный терминал с пропускной способностью до 2,8 млн TEU в год и способностью принимать суда вместимостью 6000 TEU.

Вызовы времени

Глобальной проблемой для растущего рынка контейнеровозов на Балтике становится требование Евросоюза по снижению выбросов серы. К 2015 году суда, работающие в Балтийском и Северном морях, должны использовать топливо с содержанием серы не более 0,1% – в 15 раз меньше, чем разрешено сейчас. В связи с этим эксперты прогнозируют рост стоимости топлива на 65–70%. Сергей Семенов считает, что соответственно возрастут ставки фрахта – на 40–80%. «Понимания, как выходить из этой ситуации, пока не существует. В России нет массового производства низкосернистого топлива с содержанием серы менее 0,1%», – отмечает С. Семенов.

Кроме того, специалисты не исключают возможного падения объемов переработки контейнерных грузов в портах Северо-Запада из-за действующего с 7 августа запрета на импорт в Россию продовольственных товаров из США, Австралии, Канады, Норвегии и стран Евросоюза. Правда, конкретные цифры снижения объемов контейнерных грузов из-за введенных Россией санкций эксперты пока не берутся прогнозировать.

В морском порту Петербурга уже есть факты простоя или возврата судов с рефрижераторными грузами, большая часть которых приходит в контейнерах. По данным ГК «Транспортная интеграция», только импорт фруктов и съедобных орехов в РФ в прошлом году составил 2,9 млн т, что на 400 т больше, чем годом ранее. Уровень контейнеризации этого вида товара составил в прошлом году 43%.

Источник: http://mbsz.ru/